X

Мы выбираем, нас выбирают...

Мы выбираем, нас выбирают...
90% выборов мы делаем автоматически и не нагружаем их никакими дополнительными смыслами. И хорошо, что так, иначе наша жизнь была бы просто парализована постоянными размышлениями о качестве различных вариантов и альтернатив.
Я же хочу поговорить об оставшихся выборах, с которыми нам не просто. Предполагаю, что к моменту выбора вы подходите в ситуации конфликта желаний (потребностей) или конфликта "хочу" и "надо".
И на мой взгляд, отягощается процесс выбора несколькими вещами: ответственность, горевание о неслучившемся, прогнозирование результата и оценка.
На самом деле, разделение этих аспектов искуственно, но так удобнее.
Итак, начинается все с точки, в которой я обнаруживаю две или больше примерно равных по качеству альтернатив. Как правило, обе они имеют плюсы и минусы. Обе чем-то меня не устраивают. Если бы было не так, проблемы бы не было. Ибо полностью устраивающие нас альтернативы мы выбираем автоматически. А тут получается этакий выбор "из двух зол". 
Как правило, первое, что мы делаем, мы пытаемся заглянуть в будущее и предсказать последствия каждого из вариантов. Хорошо, если на нашем пути стоит большой придорожный камень, на котором ясно написано "направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - голову с плеч". Но, как правило, такого придорожного камня нет и действовать приходится на свой страх и риск. Взвешивать плюсы и минусы. И в этой точке есть много простора для тревоги. Тревога - это переживание, в той или иной степени свойственное каждому. Переживание, которое одновременно и наполнено и усиливается образами будущего. Тут важно не разгоняться. Удерживать себя от обобщений типа "все", "всегда", "никогда", "ничего". Ну то есть, если я выбираю сегодня написать эту статью или отдохнуть, я выбираю между альтернативой иметь к вечеру готовый текст или не иметь его. Чувствовать себя отдохнувшей или немного утомленной. Но если я буду выбирать между "никогда" и "всегда", картина будет совершенно иная: я буду выбирать между альтернативой никогда не написать этот текст и не поделиться с вами своими размышлениями и альтернативой быть снова лентяйкой, которой меня всегда называла мама. Тут и открывается простор для разгула тревоги и разных других чувств, связанных с мамой. Если я буду выбирать, опираясь на них, есть риск, что я буду писать текст уже не чтобы поделиться с вами своими мыслями, а из страха похоронить их или из желания что-то доказать в очередной раз маме, которая, к слову, и не знает о моих муках выбора. Опоры такие основания для выбора дают немного и уводят меня от актуального желания - собрать мои размышления в одну статью и опубликовать их.
После этого наступает этап сверки с окружающей реальностью и своими ценностями. Как тут принято. Как мне важно. Принято ли в моем окружении делиться своими мыслями или скорее принято молча читать других. Достаточно ли у меня самоподдержки, чтобы пойти против правил и стоит ли это делать.
Затем, когда я справилась с тревогой и соотнеслась с ценностями, наступает этап отказа от одной из альтернатив. В моем примере, я отказываюсь от того, чтобы часок поваляться на диване и почитать фейсбучек. И, как ни банально, этот отказ требует к себе внимания. Тут немного грусти. О том, что тело мое не будет чувствовать комфорт от лежания и о том, что я пропущу что-то интересное в новостях моих друзей. Возможно, интересную статью или чей-то праздник. Этой грусти важно дать место. Но и не утопать в ней. Ибо, если эта грусть сильна, она вернет меня в начало: туда где две альтернативы. Если мне важно следовать уже принятому решению, грусть мою, как и тревогу, мне нужно держать в рамках. Если мне важнее следовать за своими спонтанными импульсами, я могу отдаться грусти и даже перевыбрать в этот момент. Потому что сила переживания может показать как сильна моя потребность в отдыхе. 
Но, судя по тому, что текст я пишу дальше, я справилась с грустью и перехожу к следующему этапу: ответственность.
На пути к реализации своего решения, я сталкиваюсь с разными моментами: мне трудно подобрать какое-то слово, мое тело устает сидеть и писать в одной позе, кому-то из вас, наконец, может не понравиться результат и вы можете оставить едкий комментарий под этой записью, - все это эпизоды, с которыми мне придется встретиться, когда я решаю написать и поделиться с вами этим текстом. Если я принимаю на себя эту ответственность, я встречаюсь с каждым из последствий и что-то делаю в этой точке (меняю позу, веду диалог с комментатором), но не возвращаюсь к точке выбора в своем воображении: "ах, зачем я решила написать эту чушь, лучше бы лежала тупила в фейсбучек". Если я так делаю, это сигнал о том, что ответственность я на себя не беру. А никак не о том, что я сделала не правильный выбор. Так же такая ситуация может сообщить мне, что я неверно опознала потребность, которая гонит меня писать об этом. Например, я могу обнаружить, что хотела признания, а не едких комментариев. И снова ответственностью будет, если я что-то сделаю для того, чтобы получить признание, а не буду возвращаться в прошлое. Тем более, что перевыбрать уже нельзя.
Очень близко к ответственности стоит этап оценки верности своего выбора. Я считаю, что этот этап возможен только сейчас. Хотя многие, я знаю, пытаются реализовать его сразу после тревоги. Там это будет скорее сверка с внешней реальностью. 
Внутренняя же оценка правильности выбора - абсолютно субъективная единица, напрямую связанная с удовлетворением. Если мне удалось пройти все описанные этапы и пережить неприятные чувства, связанные с ними, то я скорее всего чувствую удовлетворение и оцениваю свой выбор как правильный. А вот если статья не получилась и я час промучилась над подбором слов и смыслов, потратила время но не получила цельного текста, я могу чувствовать неудовлетворенность и тут возможны варианты. Я могу оценить свой выбор как верный "я попробовала и могу дальше править этот текст" и как неверный "лучше бы я почитала фейсбучек". Хотя последнее напрямую связано с ответственностью за сделанный выбор и отправляет нас к сказанному выше. 
Может показаться, что прохождение всех описанных этапов, вам гарантирует удовлетворение в конце. Это не так. Вы можете также испытать разочарование результатом. Но это совсем другая история, не имеющая отношения к процессу выбора.
показать предыдущие комментарии
Нравится: {{comment.likes.length}}
ответить скрыть

Вы можете отредактировать комментарий:

СОХРАНИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОТМЕНИТЬ
ОТПРАВИТЬ
Нравится: {{com.likes.length}}
ответить скрыть

Вы можете отредактировать комментарий:

СОХРАНИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОТМЕНИТЬ
ОТПРАВИТЬ
ОТПРАВИТЬ
ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ ДОБАВИТЬ ССЫЛКУ ДОБАВИТЬ
Чтобы написать комментарий, войдите на сайт под своим именем