X

Экзистенциальные переживания

Экзистенциальные переживания
С книгой Ирвина Ялома "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти" познакомилась при проживании своего экзистенциального кризиса.
При прочтении книги-ощущение бОльшего наблюдателя в себе, чем была до этого, причем наблюдателя какого-то другого качества, более «глубинного» и спокойного. Несомненно влияние книги на восприятие жизни.Понимание  и желание жизни активизируются при осознании смерти. Жизненные желания появляются, обостяются и набирают силу.Читая ее  наполнялась чем-то живительным и спокойным, за книгу держалась, как за опору, прочтением и размышлениями наслаждалась.
Для нас (психотерапевтов) особенно ценным, конечно, являеются его рекомендации по психотерапевтической работе со страхом смерти, с его всепроникающим проявлением и влиянием. Не удержусь и напишу фразы, затронувшие во мне что-то, каждая- разное
***************
Ирвин Ялом "Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти".
• В повседневном модусе мы поглощены тем, что вокруг, и интересуемся, «каковы вещи». В онтологическом же модусе( в модусе осознания бытия) мы сосредотачиваемся на чуде бытия как такового и восхищаемся уже тем, что вещи( и мы сами) есть, то есть существуют, обладают бытием.
• Они перестраивали свою жизнь, меняя приоритеты, начинали относиться к мелочам так, как они того заслуживают. Эти люди почувствовали себя вправе НЕ делать того, чего им на самом деле не хотелось. Они начали глубже общаться с теми, кого любили, и по-настоящему ценить самые простые явления жизни- смену времен года, красоту природы…
• Как правило, переход из повседневного модуса в онтологический совершается в результате экстраординарного и необратимого события, переживаемого человеком. Именно это я называю «пробуждающим переживанием»
• … перейти в онтологический модус бытия, что привело к важным изменениям ее личности.
• - Что именно пугает вас в смерти?-Все то, что я не успела сделать в жизни!
• … проблема заключается в неэффективности ее жизни, не дающей возможности самореализации.
• Возникает положительная корреляция между страхом смерти и чувством непрожитой жизни. Иными словами, чем менее эффективно прожита жизнь, тем болезненнее страх смерти.
• … сужение круга возможностей имеет свою темную сторону: чем больше вы замыкаетесь в ситуации, тем меньше, короче и неинтереснее начинает казаться жизнь.
• На самом деле прогресс-это всего лишь концепт: есть и другие способы осмысления истории.
• … научить психотерапевтов распознавать пробуждающие переживания и использовать их в целях лечения.
• Один человек высказался о психотерапии как о «циклотерапии»:человек снова и снова решает одни и те же проблемы, с каждым разом все укрепляясь в новом, измененном качестве.
• … выводится обратная зависимость между удовлетворением от жизни и страхом смерти. Иными словами, чем меньше степень удовлетворенности от жизни, тем острее страх смерти.
• Эпикур считал, что истинная цель философии- облегчить человеческие несчастья. Но в чем их корень? Эпикур не сомневался в ответе:это вездесущий страх смерти.
• Поскольку никакая деятельность не может удовлетворить нашу жажду вечной жизни, всякая деятельность, по сути, бессмысленна ( по Эпикуру)
• Эпикур писал, что большинство людей не осознают страха смерти, что этот страх обычно проявляется совсем в другом: у кого-то- в чрезмерной набожности, у кого-то- во всепоглощающем накопительстве денег или слепом стремлении к почестям и власти. Все это представляет собой некий суррогат бессмертия.
• Если мы мертвы, то не можем осознать, что мертвы, а в таком случае бояться нечего(Эпикур)
• … состояние небытия, в которое мы попадаем после смерти- это то же состояние, в котором мы пребываем до рождения(Эпикур)
• Идея вечного существования, все равно- приятного или нет, для меня гораздо ужаснее, чем конечность бытия.
• Идея «волнового эффекта»:каждый человек, не зная и не думая об этом, распостраняет вокруг себя концентрические круги влияния, которое может затрагивать других людей на протяжении многих лет, из поколения в поколение. Это влияние в свою очередь передается от одних людей к другим, как рябь на поверхности пруда Колебания продолжаются и продолжаются, и даже когда мы уже не можем их видеть, они идут на наноуровне. Мысль, что мы можем, пусть и без нашего ведома, оставить частичку самих себя-это хороший ответ всем тем, кто жалуется на неизбежную бессмысленность ограниченного во времени существования.
• Ищите меня в моих друзьях.
• Мимолетность вовсе не отнимает ценности или значения. Наоборот- прибавляет! Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность
• Отчаяние можно обратить в искусство
• Конечное зло состоит в том, что Время есть постоянное исчезновение, а действительное существование неотделимо от уничтожения
• Альтернативы исключают друг друга…..выбор любого варианта означает, что вам придется отказаться от всех прочих.
• .. хорошие мысли, даже самые сильные, редко действуют с первого раза: тут нужны повторные «инъекции»
• Идея вечного повторения одной и той же жизни может привести в содрогание. Это разновидность экзистенциальной шоковой терапии… эта мысль обостряет сознание, что нашу единственную жизнь мы должны прожить хорошо и в полную силу, стараясь не копить поводов для сожаления… можете ли вы начать жить, не накапливая поводов для сожаления?
• … рано или поздно придется отбросить надежду на лучшее прошлое…
• Внутренне спокойствие рождается из знания, что нас беспокоят не сами вещи, но лишь наше восприятие их
• …чтобы активизировать «волновой эффект» необходим глубокий контакт с другими людьми.
• Те, кто не может принять, обычно справляются с ощущением конечности жизни через отрицание, отвлечение и смещение акцентов.
• … провести границу между утешением, признающим неотвратимость смерти, и утешением через отрицание смерти.
• Существует два вида одиночества: повседневное и экзистенциальное.
• …экзистенциальная изоляция носит более глубокий характер и рождается из непреодолимой пропасти между личностями.
• Если бы было физически возможно освободить человека от общества и сделать его совершенно незаметным для других его членов- не было бы в мире наказания более изощренного(Вильям Джеймс).
• Самое больше , что вы можете сделать для умирающего –просто побыть с ним рядом( то же относиться и к физически здоровому человеку в приступе страха смерти).
• Потребность в близости с другими людьми перед лицом смерти ярче и мучительней.
• Вы не можете забрать с собой ничего из того, что взяли, но лишь то, что отдали.
• Мир человека, мир межличностных отношений- вот что действительно важно!
• Насыщенные отношения снижают боль мимолетности.
• Я еще раз попытаюсь убедить вас, что смелый взгляд на смерть, напротив, прогоняет мрак.
• Как чудовищно глупо тратить и без того короткий миг пребывания под лучом солнца на странные схемы, которые отрицают жизнь…
• Если, как говорит Кундера, страх смерти вызывается страхом исчезновения прошлого, тогда возможность возвращения назад-очень хорошее утешение.
• Люди-единственные существа, для которых собственное существование является проблемой.
 
 
показать предыдущие комментарии
Нравится: {{comment.likes.length}}
ответить скрыть

Вы можете отредактировать комментарий:

СОХРАНИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОТМЕНИТЬ
ОТПРАВИТЬ
Нравится: {{com.likes.length}}
ответить скрыть

Вы можете отредактировать комментарий:

СОХРАНИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ОТМЕНИТЬ
ОТПРАВИТЬ
ОТПРАВИТЬ
ЗАГРУЗИТЬ ФАЙЛ ДОБАВИТЬ ССЫЛКУ ДОБАВИТЬ
Чтобы написать комментарий, войдите на сайт под своим именем