X

В продолжение беседы о двойном послании и расщеплении...

В продолжение беседы о двойном послании и расщеплении...
Я уже писал о двойном послании и расщеплении 
ранее. (См.: http://gestaltclub.com/articles/stati/obshchaya-psikhologiya/2130-dvojnoe-poslanie).

Расщепление психики и понимание того, зачем психике на самом деле требуется расщепление – разные вещи. Может быть так, что человек защищается от расщепления, слишком идентифицируясь с какой либо одной стороной души. То есть вытесняет и исключает другую сторону, тем самым расщепляется.

Иногда энергия сильно инвестируется в одну сторону для того, чтобы сохранить психику. Действуя как система самосохранения, расщепление ждет чего-то, что позволит миновать кризис, в котором в данным момент находится душа. Вопрос в том – чего именно? И нужно ли психике искать исцеления от кризиса вовне, когда лекарство может быть в ней самой?
Mandala_gross
Сложная структура мандалы, которая интерпретируется как "карта космоса",
имеет в себе множество отщепленных фрагментов,
которые компенсируются окружностью.


О симптомах

Говоря о расщеплении, учитывается тот факт, что в отщепленных частях психики хранятся части психической энергии. На поверхности симптомами могут являться постоянные потери энергии, нехватка сил, утомляемость, когда человек пропитан тревогой (в том числе страхом будущего), или одновременное стремление к слиянию с кем-то и бегство от близости. Потеря энергии души в отщепленных частях психики, которые и забирают ее, проявляется в депрессии, в противостоянии страстного желания и нехватки сил, во внутренних конфликтах, которые в том числе могут переносится на других людей. Когда "рассеянная энергия поглощена и заморожена в отколотых личностях", пространствах и переживаниях в глубине души, с которыми необходимо наладить связь.


Кернберг описывает особенность пограничной (находящейся между невротической и психотической) личностной организации, в которой расщепление является главным механизмом защиты психики от внутренних конфликтов:

«При расщеплении возможны внезапные переходы от одной крайности к другой, когданеожиданно все чувства и мысли, относящиеся к конкретному человеку, становятся прямо противоположными тем, что были минуту назад. Резкие постоянные колебания между противоречивыми Я-концепциями (образами себя самого) – еще одно проявление механизма расщепления. Внезапные скачки восприятия во время диагностического интервью, когда у пациента полностью меняется образ терапевта или самого себя, или непересекающиеся между собой противоположные реакции пациента на одну и ту же вещь – все это проявления механизма расщепления в ситуации здесь-и-теперь. Усиление тревоги пациента в ответ на попытку терапевта указать ему на эти противоречия в восприятии себя или в объект-репрезентациях также свидетельствует о работе механизма расщепления.Попытки прояснения, конфронтации и интерпретации этих противоречивых аспектов Я – или объект-репрезентаций активизируют механизм расщепления во взаимодействии здесь-и-теперь, а также показывают функцию этой защиты (усиливает она или снижает тестирование реальности) и черты ригидности характера, из-за которых расщепление “фиксируется” и становится устойчивой проблемой.»


Юнгианский аналитик и директор анти-кризисного центра для больных шизофренией Маурин Робертс, в свою очередь, задает вопрос: когда человек и вправду страдает от окончательной деградации, а когда – эта потеря души является целительной инициацией, позволяющей пережить все элементы психического для реинтеграции их в целое? Когда мы видим катастрофическое понижение ментального уровня и осознавания того, что происходит на самом деле, а когда это попытка наладить связь между диссоциированными, то есть отщепленными частями психики? Когда это затопление эго, а когда – временное ослабление в целях наладить коммуникацию с бессознательным? Иногда, чтобы наладить связь, душа требует дефрагментации. 


От страдания, раскалывающего душу, столь свойственное русской душе, не избавляются, а оно проживается. Поэтому буквальное понимание медициной избавления от страданий может быть еще одной защитой от целительного расщепления.


Так же чересчур сильная идентификация с эго – проще говоря, с самим собой - как раз приводит к фрагментации эго. А идентификация с «другим» - мифическим героем, литературным персонажем, человеком из прошлого и из снов – позволяет изучить эту другую личность и тем самым разделить свою боль и страдание, уже зная, что оно не индивидуально.


Маурин Робертс заключает: "При некоторых обстоятельствах, вмешательство и возвращение души (может быть, ненамеренное) в целях скорейшего выздоровления (тут имеется ввиду предубеждение западной механистической науки выискивать симптомы и лечить медицинскими средствами – мое прим.), или без шаманического (в хорошем смысле, то есть инициирующего) стремления помочь страдающей душе избежать боли, может стать поспешным суррогатом более постепенного, естественного процесса возвращения Себя."
 
Автор: Михаил Петрушин
Источник
Чтобы написать комментарий, войдите на сайт под своим именем